Карельский мост

Долгое время в Сортавала не было моста через залив Вакколахти («залив — лукошко», «борозда»), разделившего город на две части. Первый деревянный мост для пешеходов – «Киркконсилта» («церковный мост») — связал два городских берега в 1880-е годы. Он начинался от улицы Киркконкату («церковная»), теперь называемой Горького, и выходил на противоположный берег к улице Марьянкату (ныне – Ладожская.). Деревянный мост служил долго, до конца 1930-х годов.

В первой трети XX века городу Сортавала стал остро необходим новый каменный мост, предназначенный в первую очередь для транспорта. Этот мост был построен из камня и бетона в 1931—1932 годах по проекту Стокгольмской инженерной конторы «Кристиани и Ниельсен». Средства на строительство сортавальского моста выделил «Фонд А. Ниссинен», который возглавлял известный житель города Сортавала, член акционерного общества «Пароходство Северной Ладоги», муниципальный советник Калле Ниссинен. Новый мост, связавший разделенные озером части улицы Карельской, был назван Карельским (Карьялансилта). Карельский мост был спроектирован таким образом, что его внешний вид гармонично вписался в окружающий ландшафт. Шесть мощных опор выложены из крупных блоков сердобольского гранита, выломанных в карьерах у деревни Нукутталахти на острове Риеккалансаари. Этот гранит выбран не случайно, поскольку он обладает высокими физико-механическими свойствами: прочностью, морозостойкостью, способностью нести большие нагрузки, декоративен благодаря своей неброской голубовато-серой однородной окраске. Северный берег залива Вакколахти облицован крупными блоками темно-красных гранитов, добытых в каменоломнях Кирьявалахти (Дом композиторов), и полосчатых серовато-красных мигматитов, выломанных на северной окраине города Сортавала. Южный берег Вакколахти также оформлен в гармонии с окружающим ландшафтом. Здесь вдоль берега тянутся черные скалы, сложенные продуктами древних вулканических извержений – амфиболитами и амфиболовыми сланцами. Поэтому логичным представляется то, что архитектор облицевал низкий берег вблизи моста, где нет скал, тем же самым черным камнем, используя для этого многоугольные плиты с естественной фактурой поверхности.

В июле 1941 года, при отступлении советских войск, Карельский мост заминировали саперы, но взорвана была лишь северная его часть, так что финны быстро восстановили мост к 1943 году. При отступлении они не пытались взорвать Карельский мост, ставший символом города.

В 1974 году постаревший Карельский мост ремонтировался мостостроителями бригады И.М. Котова из Ленинградского мостопоезда № 428, и студентами стройотряда «Гренадеры» из Петрозаводска. Люди старшего возраста помнят, как они осторожно и с опаской ходили по мосту, в полотне которого зияли огромные дыры, сквозь которые была видна темная вода. К тому времени опоры моста оказались частично разрушены волнами и течением воды, поэтому под опоры были забиты дополнительные сваи. Проводились и другие работы по укреплению полотна сооружения, но в целом отремонтированный мост сохранил свой прежний вид, и был сдан в эксплуатацию в декабре 1974 года.

Прошло еще 27 лет, и совсем одряхлевший Карельский мост вновь закрыли, и на этот раз не только для автотранспорта, но и пешеходов. К сожалению, жители города ничего не знают о том, каким будет новый мост через залив Вакколахти, впишется ли он в установившийся веками культурный ландшафт и архитектуру старого города, построенного талантливыми финскими архитекторами, не оттолкнет ли туристов, не разрушит ли некогда единый архитектурный ансамбль.

Лично мне совершенно непонятно, что же будет с уникальными блоками сердобольских гранитов, из которых выложены опоры моста, что будет с набережной, также облицованной камнем, сохранится ли мостовая из брусчатки, вернут ли на прежнее место парапетные ограждения из гранита, будут ли оформлены природным камнем береговые устои моста.

Мы еще не до конца понимаем, что снос старого, наверно, отжившего свое, Карельского моста, и строительство нового сооружения через залив – это эпохальное событие для Сортавала. С разбором Карельского моста уходит целая эпоха в истории города, связанная с тем временем, когда Сортавала был частью Финляндской республики, а потом – советским городком.

Борисов И.В. зав. экскурсионно-туристическим отделом, декабрь 2011 г.

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован.Поля обязательные для заполнения *