История острова Риеккаланссари в период 1944 — 1991 годы

9 июля 1940 года был образован Сортавальский район, где 26 сентября 1940 года Указом президиума Верховного Совета КФССР было создано 11 сельских и поселковых советов. Территория острова Риеккалансаари была отнесена к Оявойненскому сельскому совету, где было предусмотрено создать несколько сельхозартелей.

С конца 1940 года началось постепенное заселение острова. Переселение людей было прервано Великой Отечественной войной. Приехав, в 1940 году они были вынуждены покинуть территорию в 1941 году. В конце 1944 года на остров стали возвращать советские жители.

Переселенцам в Сортавальском районе предлагалось жилье, работа и пособие. Жилье и работа предлагалась и на территории острова Риеккалансаари, где было создано 4 колхоза: колхоз «Коминтерн» в п. Нукутталахти, колхоз «Красный остров» в п. Оявойс, колхоз «им. Ворошилова» в п. Ламберг и колхоз «им. Чапаева» в местечке Хакала. Кроме колхозов было организованы несколько подсобных хозяйств в п. Рантуэ: «Водник» управление рабочего снабжения Беломорско-Онежского пароходства, «Военторг» и «КЭЧ», а также промышленные предприятия в п. Токарлахти – Сортавальский рыбозавод № 2 и Северо–Ладожская моторно-рыболовная станция.

В марте 1945 года Сортавальский рыбозавод был объединен с Салминским рыбозаводом. Укрупнение завода, возможно, способствовало переводу администрации предприятия в город Сортавала в июне 1945 года.

Северо-Ладожская моторно-рыболовной станция была образована в декабре 1944 года в бухте Токкарлахти Оявойненского с\совета. Подчинялась Наркомрыбпром КФССР. У предприятия было подсобное хозяйство, которое в марте 1946 года было объединено с подсобным хозяйством Наркомрыбпрома, которое также находилось на острове.

В марте 1946 года рабочие предприятия перебазируются в поселок Беломорско-Онежского пароходства и на острова (Большой и Малый). На базе Северо-Ладожской моторно-рыболовной станции строили судоремонтную верфь, с февраля 1948 года её передали для строительства Стройпромстресту. В мае 1948 года Северо-Ладожская моторно-рыболовная станция передислоцируется в Олонецкий район в п. Видлица.

В списках Сортавальского архива организаций и учреждений Сортавальского района на 1 марта 1948 года значится Дом отдыха ЦК профсоюзов рыбной промышленности п. Токкарлахти. Возможно, дом отдыха открыли там, где располагалась администрации Сортавальского рыбозавода и СЛ МРС.

На территории острова также были 1 фельдшерский пункт, 1 изба-читальня, деревянный магазин, 4 детских сада, 1 клуб и 4 начальных школы, которые располагались в зданиях школ финского периода.

С 1 сентября 1946 года при Ламбергской начальной школе и Нукуталахтинской начальной школе были созданы интернаты, где дети жили 5 дней в неделю, а на выходные уезжали домой.

Когда спрашиваешь жителей острова: «Где ваши родители работали?», почти всегда отвечают «В колхозе им. Ворошилова», не вспоминая о том, что до этого было 4 колхоза, а потом был совхоз. Хотя поселки же до сих пор называют названиями тех колхозов, которые существовали ранее.

В сентябре 1950 года произошло объединение колхозов. Факт объединения описан в статье газеты «Красное знамя» от 24 сентября 1950 года: «Колхозы им. Ворошилова», «имени Чапаева», «Коминтерн» и «Красный остров» Оявойненского сельского совета на объединенном собрании решили объединиться, и колхозу дать имя «Климента Ворошилова». Председателем нового колхоза был назначен А.И. Антонов».

Остров заселяли постепенно. Если в 1948 году на острове проживало 741 человек старше 18 лет, то уже в 1950-х годах было около 1200 человек из них почти 800 детей.

В 1950 году подсобные хозяйства КЭЧ и Военторг были ликвидированы. Земли были возвращены колхозу, а где размещались административные здания и прочие помещения, в декабре 1950 года было организовано Ленинградским территориальным советом по управлению курортами профсоюзов «Сортавальский дом отдыха леса и сплава».

Дом ЦК профсоюзов работников отдыха леса и сплава находился в 3 км. от города. В феврале 1951 года работы по ремонту и строительству дома отдыха прекратились, и он уже стал принимать первых отдыхающих.

В 1950 годы произошли большие изменения на острове.

В 1952 году ликвидируют Ойяльскую школу в п. Хакала, а с 1953 года Ламбергская начальная школа становиться семилетней. Нукуталахтинская школа просуществовала до 1964 года.

27 марта 1956 года согласно решению Исполкома райсовета от 19.03.1956 года общественно-колхозные земли и имущества колхоза им. Ворошилова были переданы совхозу «Сортавальский», а уже в январе 1966 года земли совхоза «Сортавальский» были переданы птицесовхозу «Приладожский». В 1996 году в птицесовхозе «Приладожский» ликвидировали животноводство, база которого находилась на острове.

В 1957 году «Подсобное хозяйство «Водник» Беломорско-Онежского пароходства с 17 февраля передано Валаамскому дому инвалидов Министерства здравоохранения и соцобеспечения КАССР», которое 4 июня 1958 года было ликвидировано, земли переданы совхозу «Сортавальский».

В 1958 году потребительская кооперация Карелии начинает заниматься разведением пушных зверей. В этот год на острове Риеккалансаари в поселке Нукутталахти Сортавальский райпотребсоюз открывает Сортавальское зверохозяйство.

Директором зверохозяйства в 1959 году был Игорь Николаевич Богданов. Когда они приехали, то было несколько клеток с кроликами и 50-60 песцов.

Основная работа начиналась с марта месяца. В марте подсаживали самцов к самкам. К этому времени в хозяйстве было 5 звероводов. За каждым звероводом было закреплено по 25 маток, которые приносили до 15 щенят. Боролись за поголовье, чтобы каждый щенок выжил и принес доход хозяйству. А в октябре начинался забой.

После 1968 года руководителем Сортавальского зверохозяйства Карелпотребсоюза становится Иван Давыдович Горбунов (19.10.1928 г – 03.01.1999 г.), при нем хозяйство достигло расцвета. Иван Давыдович проработал до мая 1990 года. Хозяйство закрылось в 1996 году.

15.10.1967 году закрылся «Дом отдыха ЦК профсоюзов работников леса и сплава». На этом месте открывается пионерский лагерь «Ладога», который находился в подчинении Республиканского Обкома профсоюзов медицинских работников. Летом 1968 года в пионерском лагере уже отдыхали дети. Сотрудники пионерского лагеря приезжали со всей Карелии. Финансировал пионерский лагерь Фонд социального страхования. Путевки в пионерский лагерь «Ладога» распространялись через профсоюзы, стоили недорого, а некоторый категории граждан получали путевки бесплатно. Площадь пионерского лагеря «Ладога» была 11 га. На территории располагались 5 корпусов проживания, столовая, баня, стадион со спортивным городком, где были футбольная и волейбольные площадки, теннисный корт для большого Тенниса и даже картофельное поле. В лагере было 2 смены. Рассчитан пионерский лагерь на 250 мест детей. Детей делили на 5 отрядов по 50 человек. Смена обычно начиналась в начале июня, а заканчивалась где-то 20 августа. Директором пионерского лагеря «Ладога» была до 1986 года Иванова Надежда Семеновна, а с 1986 по 1986 годы Владислав Владимирович Белокуров. Бухгалтером работала Мельникова Нина Ивановна. В 1996 году пионерский лагерь закрылся.

30 января 2015 года бывший пионерский лагерь «Ладога» продали, теперь это частная территория.

Массовый туризм и экскурсии являются наиболее популярной и доступной формой активного отдыха населения и укрепления здоровья людей. С целью их развития 1 августа 1964 года был образован Карельский областной совет по туризму.

Весной 1970 года основана Сортавальская турбаза Карельского совета по туризму и экскурсиям, расположенная в п. Ламберг. Турбаза подчиняется Областному Карельскому Совету по туризму и экскурсиям. Турбаза была сезонная. Сезон начинается с июня и заканчивается в сентябре. Турбаза рассчитана была на 125 койко-мест, но в пик сезона – это июль месяц дополнительно ставили 60 койко-мест и размещали туристов в некоторые сезоны до 350 человек.

Уже в 1972 году «Исполком городского Совета принял решение об отводе земельных участков Карельскому областному совету по туризму и экскурсиям под строительство на турбазе «Сортавальская» 30 летних домиков, навеса для лодок, двух павильонов «Турист».

Туристическая база Сортавалы находятся в цепочке местных и межобластных маршрутов, таких как «К северным островам», «К седой Ладоге». Эти маршруты организованы таким образом, что отдыхающие имеют возможность посетить Валаам, интересные места Сортавалы, Кижи, Соловецкие острова, курорт Марциальные воды, водопад Кивач и другие.

Туристы приезжали на турбазу поездом. На вокзале встречали инструкторы турбазы на автобусах. Пока был паром туристов перевозили маленькими автобусами (типа ПАЗ), после установки понтонного моста уже ЛАЗами. На турбазе размещали туристов, проводили общее собрание. Стоимость путевки была 125 рублей. Путевки распространялись через профсоюзы. Питание в сутки стоило 3 рубля 62 копейки. После общего собрания формировали группы до 20 человек (в пик сезона группы были до 40 человек). Туристам предлагались 7-10 дневные туристические походы на лодках, экскурсии по г. Сортавала и его окрестностям.

Проблемой острова было отсутствие электричества и радио. Если п. Ламберг был электрифицирован в 1953 году, то п. Нукутталахти и п. Оявойс только в 1959 году. Хотя в доме отдыха электрический свет был уже 1948 году. Жители острова писали жалобы, которые публиковала наша газета «Красное знамя»: «Только неширокий пролив отделяет п. Заречье от города, а условие жизни в поселке резко разняться от городских. Заречье не имеет электроосвещения. В 1947 году зам. председателя исполкома райсовета т. Костин на страницах районной газеты пообещал в 1948 году дать Заречью электрический свет. Срок истек, а электричества – нет». Ответ жители получили также в газете «Красное знамя» «К 7 ноября 1948 года жители Заречья получат электрический свет».

Получили ли жители Заречья реально электрический свет в 1948 году или нет, доподлинно не известно. Но уже в 1960 году остров был полностью электрифицирован.

Еще одним неудобством на острове и головной болью руководства города была паромная переправа, на которую все жаловались.

В статье местной газеты опубликовано: «Кто из жителей поселка Заречье, что находится по ту сторону залива, не ощущал в себе законное чувство на дорожный отдел райсовета. Дорожный отдел во главе с т. Добровым не интересует работа парома. В результате чего паром курсирует через залив нерегулярно, а после 21-22 часов работу прекращает совершенно. В это время на берегу залива можно видеть школьников возвращающихся со второй смены, учителей, рабочих, служащих. Все они хотят попасть домой. Паром стоит на противоположной стороне, паромщика нет. В темную ночь, на ветру нужно дожидаться выхода паромщика. Должен ответить за это т. Добров». И так этот паром ругали вплоть до 1974 года.

В 1972 году начались работы по возведению понтонного моста. Но как-то в 1972 году работы не завершились и так тянулись до 1974 года. 28 июня 1974 года завершились работы по строительству понтонного моста. А уже «15 августа 1975 года в 6 часов 55 минут автобус ПАЗ-672 взял первых пассажиров по вновь открытому маршруту Сортавала-Турбаза»

Собанина О.Г., зав. ООР

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован.Поля обязательные для заполнения *