История никольской церкви в городе Сортавала

К 140-летию постройки и освящения

(тезисы доклада на IХ краеведческих чтениях «Животворящие святыни: история церквей Северного Приладожья»)

Автор: главный хранитель Корниченко Е.М.

 

 

В список памятников архитектуры г. Сортавала включена православная Никольская церковь. Она является одной из первых каменной постройкой в городе второй половины XIX века. Здание церкви обращает на себя внимание позолоченными главками. А между тем не только у самого здания, но и у причта и прихода имеется интересная история.

К середине XIX века существовавшая в городе православная церковь Петра и Павла, построенная из дерева в 1785 году на мысу Кирккониеми, обветшала и грозила рухнуть. Финляндское Духовное Правление в письме от 20 августа 1860 года обосновывает причины строительства новой каменной церкви в Сердоболе (как тогда называли Сортавала), главная из которых невозможность вместить много прихожан, приход насчитывал две тысячи двести человек.

Большое строительство было не под силу малочисленному городскому приходу. Помог случай. Петербургский купец Григорий Елисеев выиграл крупную сумму в денежной лотерее и по совету Митрополита Петербургского, Новгородского и Финляндского Исидора решил пожертвовать ее на строительство новой церкви. Григорий Петрович (1804—1892) и Степан Петрович (1806—1879) Елисеевы возглавляли торговый дом «Братья Елисеевы», имели магазины в Петербурге, Москве и Киеве. Средства в виде церковных и причтовых билетов Г.П. Елисеев пожертвовал в пользу новой церкви на вечное поминовение его, его жены и родственников. В 1873 году он стал статским советником и гласным городской думы в Петербурге. Елисеевы были награждены орденами Российской империи. По представлению митрополита Исидора за строительство церкви в Сердоболе они стали кавалерами орденов: старший, Григорий Петрович, получил орден св. Владимира IV степени, а Степан – св. Анны II степени. Елисеевы не оставили церковь без своего участия после ее строительства: снабжали денежными средствами, производили ремонты, передавали масло и церковное вино.

Члены православного прихода внесли свою посильную лепту. В 1863 году решился вопрос о выделении денег для православного прихода под строительство церкви. Прихожане, получив от Финляндского Духовного Правления пять тысяч рублей серебром, обязались в течение 25 лет выплачивать по 200 рублей каждый год. Расписку в получении денег подписали купцы Василий С. Веледеев и Никита Молдаков, крестьяне Егор Юдин, Иван Егоров и Максим Кирпичев.

Не так просто шел выбор места под строительство новой церкви. Выбранный участок рядом со старой церковью оказался непригодным. Подыскали новое место на пересечении улиц Александровской (ул. Гагарина) и Церковной (ул. Горького) напротив лютеранской колокольни. Наконец выбрали участок под строительство в квартале XI, на теперешнем месте.

Трижды меняли архитекторов, по проектам которых планировали строить новую церковь. Ее возводили по проекту русского архитектора статского советника Николая Павловича Гребенко (1820—1880). Он был известен строительством церквей Петербурга и реконструкцией дома купцов Елисеевых на Невском проспекте, а также другими постройками.

Проект был утвержден 6 ноября 1869 года. На следующий год освятили место. 19 июля после литургии в старой церкви был совершен крестный ход к месту нового строительства и по церковному обряду сделана закладка. Само строительство велось три года.

В соответствии с исправленным проектом церковь выполнена в формах, характерных для зодчества второй половины XIX века, когда велись поиски «национального стиля» в русской архитектуре. В плане церковь представляет крестово-купольный храм, центральный купол большой, а четыре главки, поставленные между ветвями креста, слабо выражены. Так называемый Крест-якорь, характерный для церквей домонгольского периода, венчает купол и шатер колокольни. Помещение церкви рассчитано на 270 прихожан.

Иконостас церкви также спроектировал Н.П. Гребенко. Главный иконостас был двухъярусным, а в боковых пределах одноярусными. По рисункам архитектора резные и позолотные иконостасы были изготовлены поставщиком двора Его Императорского Высочества Великого князя Константина Николаевича позолотных дел мастером К. Серебряковым. Иконы написал академик художник Павел Саввич Шильцов (1820—1893). Он был портретистом, преподавал живопись в Школе общества поощрения художеств, а известен росписью Успенского кафедрального собора в Хельсинки. К сожалению, родной иконостас церкви не сохранился.

Новая каменная церковь по преемственности стала именоваться Петропавловской. Она имела три престола: основной — во имя Петра и Павла, справа — во имя Успения Анны, слева — преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Предел в честь Успения Анны освятили по благословению митрополита Исидора 15 октября 1872 года благочинный священник Феодор Львов и три ближайших священника. После его освящения служба свершалась уже в новом храме.

14 июля 1873 года на освящение новой каменной церкви в город прибыл митрополит Петербургский, Новгородский и Финляндский Исидор. На следующий день 15 июля в шесть часов утра архимандрит Израиль, игумен Коневского монастыря, с членами братии освятил северный придел в честь Сергия и Германа Валаамских.

В девять часов утра митрополит Исидор с викарным епископом Палладием совершили освящение главного престола во имя Св. Апостолов Петра и Павла. В этот же день священник Петропавловской церкви Федор Львов, служивший в храме с 1854 года, «по определению Святейшего Синода от 11 июля 1873 года за № 2460 Высокопреосвященнейшим митрополитом Исидором возведен в сан протоиерея». Он выступил с благодарственной речью на русском и финском языках. Храмосоздатели устроили торжественный обед.

С 1918 года, когда Финляндия стала независимым государством, церковная жизнь прихода утихла, а доходы на содержание церкви уменьшились. Судьбы священников оказывались очень трагичными, им выпало много страдать. Василий (Иванович) Соболев (1867 — 1919) служил и младшим, и старшим священником. Он родился в Бельском погосте Лужского уезда Петербургской епархии. Учился в Духовной семинарии, после которой и поступил на службу в Петропавловскую церковь в 1891 г., в 1910 г. стал ее старшим священником.  Весной 1918 г. у него потребовали отставки, так как его, со слов финских властей, назначили против желания прихожан, и он не знал финского языка и больше работал с русскими. Такая участь постигала многих русских граждан, их вынуждали покидать родные места. Весной 1918 г. вместе с семьей переехал в Россию, где умер на следующий год. В течение трех лет умерли пятеро детей. Его жена Анна Николаевна, сестра Сергия Окулова, вернулась в Финляндию с двумя дочерьми Марией и Серафимой.

Положение православной церкви в целом несколько улучшилось в начале 1920-х годов, когда с 1925 года Петропавловская церковь стала собором Финской православной церкви.

Во время войн 1939—1944 годов здание церкви не пострадало, но архиепископ Финляндский Герман вновь освятил ее 1 августа 1943 года.

О советском времени сведений немного. После Великой Отечественной войны г. Сортавала относился к Олонецкой епархии, которой временно управлял архиепископ Псковский и Порховский. Священники из Петрозаводска приезжали служить по двунадесятым и великим праздникам.

В декабре 1946 году православная община Никольской церкви прошла регистрацию, Совет министров КФССР дал разрешение на деятельность. В 1947 г. главный престол освятили во имя Николы Чудотворца, освящение провел митрополит Нектарий. В 1949 г. Карелия вошла в состав Ленинградской и Ладожской епархии. В это время в Карелии действовало десять церквей, с 1960-х по 1980-е годы в республике оставались действующими всего четыре православные церкви, в том числе Никольская церковь в нашем городе.

На колокольне был один колокол, переданный из Олонецкой епархии, но сам колокольный звон был запрещен в мае 1962 г.

Мы попытались составить список священников, которые служили в Никольской церкви с середины 1940-х гг. до наших дней. Вот некоторые имена.

Протоиерей Андрей Крылов (май 1947 -?). Андрей Иванович Крылов окончил учительскую семинарию, в 1918 г. фельдшерскую школу и два курса Ленинградского медицинского института. С 1918 по 1923 гг. служил врачом дивизиона в Красной Армии. С 1936 по 1941 гг. работал старшим санитарным инспектором на Беломорско-Балтийском комбинате. Участник Великой Отечественной войны в должности начальника санитарной службы, был награжден орденом «Красной звезды» и медалью «За победу над Германией». После войны работал фельдшером в одной из поликлиник Ленинграда. С 1947 г. он вернулся в лоно церкви. С мая 1947 г. его стараниями возобновила деятельность наша церковь.

Священник Философ (Брянцев, 1910—1995 гг.). Философ Александрович Брянцев родился в семье священника в г. Каргополь Олонецкой губернии. Он закончил филологический факультет Казанского университета и четыре курса медицинского института. Отец был репрессирован, погиб на этапе. Сам Философ тоже был репрессирован, отбывал срок в сибирских лагерях. После освобождения начинал служить в церкви Красного села. Переехал в Карелию, служил в Петропавловской церкви села Соломенное. Дважды возглавлял приход Никольского храма с 1953 по 1971 гг. и с 1980 по 1983 гг. В конце 1950-х гг. о. Философ жаловался в епархию на набеги школьников и молодежи. В 1957 г. прихожане отправили благочинному епархии телеграмму следующего содержания «Верующие, 25 человек, просят вас защитить Сортавальский храм от хулиганов-школьников. Больше терпеть нельзя». Например, «26 мая 1957 г.: Зачастую школьники врывались с гиканьем в храм во время богослужения, а юноши входили в шапках и громко смеялись». О. Философ обращался даже к Н.С. Хрущеву, не надеясь найти понимания у местных властей.

О.Иоанн Тереняк служил в 1983—1986 гг. Родился в многодетной верующей семье в западной Украине. Как все, окончил школу и отслужил в армии. В 1979 г. поступил в духовную семинарию в Ленинграде, по окончании которой служил в Никольской церкви г. Сортавала. Затем переведен на служение в Петрозаводск, в церковь св. Екатерины, ныне протоиерей Александро-Невского собора.

Священник Александр Сабаев был родом из Рязани, жил и воспитывался в монастыре. Сначала служил в Петрозаводске, в 1987—1991 гг. был переведен в Сортавала. Прихожан было немного, человек 50. И в конце 1980-х гг. молодежь хулиганила в церкви. «Церковную тишину нарушает ватага ребят. Вваливаются с шумом, на ходу жуют дыню. «А где, бабушка, бог?» Бесцеремонные вопросы выводят верующих из себя, Староста выдворяет их за порог: «Распутники, в бога не веруют и милиции не боятся». Служитель, регент хора– Сергей Васильевич Нефедов. В его служение разрешили колокольный звон. На звоннице было три колокола, но звонили два, так как третий дал трещину.

В День города 1990 г. в Никольской церкви проходил концерт церковной музыки. Камерный академический хор методического центра Министерства культуры КАССР исполнял фрагмент из литургии Иоанна Златоуста. На следующий день в редакцию газеты принесли письмо: «Просим сердечно отблагодарить от имени прихода Сортавальской Никольской церкви и отца Александра Петрозаводский хор за чудное духовное пение».

Священника Александра (Сабаева) сменил другой Александр – священник Александр (Покрамович). Он родился в Ленинграде, вырос в интеллигентной семье, не имеющей отношение к церкви. После школы поступил в академию физической культуры и спорта им. Лесгафта, по окончании которой работал каскадером. В 23 года принял крещение, а в 36 лет рукоположен в сан священника, служил в Никольском соборе Петербурга. Затем десять лет служил в Сортавала, был благочинным Северного Приладожья. В настоящее время – настоятель церкви Спасо-Преображенского собора в поселке Тярлево под Павловском. Ему помогали священник Сергий (Михайлов), переведенный в 1993 г. в г. Беломорск, и священник Павел (Брянцев).

В настоящее время в Никольской церкви служат три священника. С 2002 года служит протоиерей Андрей (Бондаренко). Начинал священническое служение на севере Карелии, потом был переведен в Сортавала. В 2007 г. он рукоположен в сан протоиерея. Имеет награду – золотой крест от Патриарха.

Священник иерей Андрей (Баранов) с 2004 г. рукоположен в священники, до этого 8 лет служил дьяконом, за что получена награда – двойной орарь. Кроме того, он награжден набедренником, золотым наперсным крестом.

Священник Антоний (Радин) получил церковное образование и с 2003 г. служит в Никольском храме. Он заново создавал приходской хор, организовал школу звонарей.

Клирик Сергий Антонен служит в церкви с 1993 г.

В настоящее время Никольская церковь — главный храм Сортавальского православного прихода и Благочиния Северного Приладожья. Растет количество прихожан. Благоустраивается сам храм, отремонтирован внутренний и внешний облик. Строятся новые церкви и часовни на территории района.

Найдем и мы свою дорогу к храму, и будем жить по мудрой заповеди: «Живите так, яко собираетесь умереть сегодня, трудитесь так, яко никодиже не умрете».

Библиография

НА РК, ф. 886 «Сердобольская Петропавловская церковь Финляндской духовной консистории (1835—1920)»; ЛОГАВ ф. 1 и ф. 387 «Выборгское духовное правление (1774—1903)»; Куспак Н.В. Церковь Николая чудотворца // Красное знамя – 1991 – 7 августа; Олонецкая епархия. Страницы истории – Петрозаводск, 2001; Судаков В.П. Каждый третий – Никола // Ладога- 1994 – 20 июля.

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован.Поля обязательные для заполнения *