Геологическое и горно-индустриальное наследие Карелии в образовании, музейном деле и туризме» (Сортавала-Питкяранта, 23-24 октября 2015 г.)

23-24 октября 2015 г. состоялась 8-я межрегиональная научно-краеведческая конференция «Геологическое и горно-индустриальное наследие Карелии в образовании, музейном деле и туризме», организаторами которой стали Региональный музей Северного Приладожья и Питкярантский краеведческий музей. Данная конференция проходила в год 165-летия образования Вяртсильского металлургического завода.

Первый день конференции проходил в Сортавальской городской библиотеке, где собралось более трех десятков участников мероприятия – краеведы, музейные работники, ученые, спелеологи, представители туристических фирм и др. К сожалению, практически не было учителей и школьников, отсутствовали представители отдела образования и администрации города и района.

Первым взял слово Борисов И.В., кандидат географических наук, член Русского географического общества, заместитель директора по научной работе Регионального музея Северного Приладожья. Он представил свой доклад «Вяртсильский чугуноплавильный завод: 165 лет». Действительно, практически 165 лет назад, 20 ноября 1850 г. известный финляндский промышленник Нильс Людвиг Арппе получил от Сената лицензию на строительство в Вяртсиля чугуноплавильного завода. Место для строительства было выбрано на р. Юванйоки, на месте старого лесопильного завода, основанного пастором Густавом Лёфстрёмом еще в 1834 г. 27 сентября 1852 г. была задута первая доменная печь производительностью 9.6 т чугуна в сутки, на тот момент – самая большая в Финляндии. На тот момент Н.Л. Арппе владел несколькими лесопильными заводами, и еще тремя чугуноплавильными заводами – в Мёхкё, Каенкоски и Илайя. В 1860 г. он также основал лесопильный завод в Вяртсиля.

Нильс Людвиг Арппе родился 9 декабря 1803 г. в Суурлахти волости Китее. Воспитывался в семье своей сестры Софии Фабритиукс и бабушки Катарины Валлениус-Фабритиукс в богатом поместье Пухос. Учился в академии Турку, где изучал законодательство и право. В первой половине XIX в. Арппе часто бывал в гостях у своих сердобольских родственников Халлонбладов, а также в Пялкъярви, где он познакомился с сестрами Портхан, которые затем стали его женами. Арппе был трижды женат, и оставил после себя 11 детей. Последние годы жизни он жил со своей третьей супругой Амалией Стейз на усадьбе в Вяртсиля. 9 декабря 1861 г. Н.Л. Арппе скончался и был похоронен в Китее, рядом со своими первыми двумя женами. Дело отца продолжили его сыновья – Эдвард и КласАрппе. При них на Вяртсильском заводе была запущена первая в Финляндии мартеновская печь производительностью 7.5 т стали в сутки. В конце XIX в. на заводе помимо чугуна и стали, отливали утюги, сковороды, решетки для печей и каминов, предметы прикладного искусства и даже колокола. В 1898 г. владельцем завода в Вяртсиля стало акционерное общество «Вяртсиля», где уже не было членов семьи Арппе. В 1930-е годы на Вяртсильском заводе имелось три мартеновских печи производительностью от 11.5 до 20 т в сутки, прокатный, проволочный, гвоздевой цеха, плавильня, мастерские и т.д. В год на предприятии выплавлялось 15-16 тыс. т металлических изделий и металла. Работало 2 тыс. человек. Железную руду для завода добывали в озерах, окружающих предприятие со всех сторон. Особенно много руды было поднято со дна залива Контиолеппялахти на озере Янисъярви. После войны 1941—1944 годов началось восстановление Вяртсильского завода. Специально для этого в 1946 г. в пос. Вяртсиля был организован исправительно-трудовой лагерь Главного управления лагерей промышленного строительства. Уже 15 декабря 1946 г. была запущена первая мартеновская печь. В 1948 г. на предприятии выплавлялось более 1000 т стали в месяц, выпускались метизы – слитки, гвозди, проволока, электроды, скобы… Но в связи с низкой рентабельностью 15 декабря 1966 г. на Вяртсильском заводе прекратилась выплавка стали, и предприятие занялось выпуском метизов из готового металла, привозимого из других регионов СССР. В настоящее время ЗАО «Вяртсильский метизный завод» производит широкий ассортимент метизов: винты, шурупы, проволоку, гвозди, сетку. Продукция отправляется на экспорт в Европу и города России.

Разговор о Вяртсильском метизном заводе продолжил сотрудник ООО «Гардарика-Сервис» Михаил Балков. В своем коротком выступлении он рассказал о находке в августе этого года вместе с Борисовым И.В. старого карьера «флюсового камня» (мрамора)в местечке Улонваара, буквально напротив отель-клуба «Гардарика», через озеро Малое Янисъярви. По мнению Михаила, этот карьер может стать новым туристическим объектом. В карьер «Улонваара» в 1860—1890-е годы ломали доломитовый мрамор в качестве флюсовой добавки для выплавки чугуна и стали на Вяртсильском металлургическом заводе. Здешний карьер представляет собой глубокую траншею, с отвесными уступами высотой до 10-25 м, объемом до 15 тыс. м3. Рядом с ломкой сохранился старый причал из колотого мрамора, от которого отходили груженные камнем плоты и лодки. Недалеко от карьера, в соседней деревне Линнунваара («крепостная гора») в конце XIX в. находилась красивая усадьба Эдварда Арппе – профессора химии, ректора Хельсинского университета, сенатора и государственного советника, сводного брата владельца Вяртсильского металлургического завода Нильса Людвига Арппе.

Борисов И.В. также рассказал, что на восточном берегу озера Малое Янисъярви, на мысу Кинтсиниеми, находится еще один карьер, в котором в 1870—1939 годы финны также добывали доломитовый мрамор в качестве «флюсового камня» для Вяртсильского металлургического завода. Первыми работниками были жители близлежащей деревни Кинтсиниеми – Кунтси, Сито и Георгий Лиукконен, ЛауриХааранен и другие. Карьер «Кинтсиниеми» был обнаружен сотрудниками Регионального музея Северного Приладожья в 2004 г., и уже в 2006—2007 годах сюда были проведены первые экскурсии для школьников и туристов. Каменоломня представляет собой траншею длиной 200 м, шириной 13-20 м, глубиной от 5 до 25 м. Западная и восточная части карьера наполовину затоплены водой, а средняя – завалена взорванными глыбами мрамора. Южный борт выработки – это сплошная стена розоватого мрамора высотой 15-25 м, под которой местами видны узкие рвы, уходящие на глубину 5-8 м.

Именно здесь можно увидеть слои мрамора, содержащие уникальные окаменевшие остатки древнейших сине-зеленых водорослей (строматолиты и онколиты) – первых живых организмов нашей планеты, обитавших в Южной Карелии более 2 млд. лет назад. Под слоями мрамора видны пласты малиновых кварцито-песчаников с волноприбойными знаками – отпечатками древних волн. Дело в том, что в те далекие времена территория озера Янисъярви была частью морского залива, на песчаных пляжах которого поселились первые водоросли. Позже эта территория покрылась лавовыми потоками Кирьявалахтинского вулкана, снова стала частью морского бассейна. Через миллионы лет здесь появились горы, которые 740 млн. лет назад подверглись бомбардировке крупного астероида, оставившего после себя расплавившиеся камни – импактиты и огромную впадину-астроблему (современное озеро Большое Янисъярви). На мысу Кинтсиниеми, вблизи каменоломни, до сих пор сохранилась дамба, уходящая в озеро почти на 100 м. Более 100 лет назад по ней от каменоломни шла узкоколейка, по которой рабочие толкали вагонетки с мрамором для погрузки на баржи. Вблизи выработки также сохранились остатки горнозаводского оборудования. По мнению докладчиков, карьер «Кинтсиниеми», называемый «Малым мраморным каньоном» за схожесть с Главным карьером Рускеала, может стать одним из главных туристических объектов на озере Янисъярви.

Виталий Александрович Шеков, кандидат технических наук, заместитель директора по науке Института геологии Карельского научного центра РАН в своем докладе рассказал о перспективах развития туризма на базе памятников истории горного дела Карелии. Он отметил, что развитие туризма за рубежом основано на государственной дотации. На деньги государства строятся дороги, музейные комплексы, создается информационное обеспечение и т.д. Есть несколько хороших примеров – музей-шахта в Оутокумпу, музей-завод в Мёхкё и т.д. В нашей стране этого нет. Тот же Горный парк Рускеала находится без государственной поддержки. Население России плохо информировано об имеющихся на территории своего Отечества памятниках истории и природы. Плохо в этом направлении работают школы. Дети не знают, да и не хотят знать историю своего государства, тем более, связанную с горным делом. На сегодняшний день Карелия занимает по популярности среди туристов России 2-4 место. Но что в основном смотрят туристы – Кижи, Валаам, Кивач… В таком формате экскурсионных поездок, всего за 1-2 дня, туристы не могут сложить объективное представление о Карелии, о ее достопримечательностях. А остальные достойные объекты находятся вне зоны посещения туристами.

Горно-индустриальное наследие во всем мире стало изучаться, сохраняться и использоваться в туризме практически недавно, пол века назад. В этом отношении Запад ушел далеко вперед России. В Карелии есть интересные объекты и даже официальные памятники истории горного дела, которые требуют государственной охраны, и в тоже время могут использоваться в сфере туризма. Хорошим примером этому служит Горный парк Рускеала. Но дело развивалось бы лучше при государственной поддержке, которой нет. В Финляндии, которая «под боком», население и государство трогательно и нежно относится к своему горно-индустриальному наследию. Мы же многое упустили, успели разрушить многие потенциальные памятники истории горного дела, как например, в Питкяранта. Карелия когда-то была одним из центров железоделательного производства в России. Руководители металлургических заводов в Петровской слободе Геннин и Гаскойн в свое время много сделали для развития железоделательного производства на Урале и в Луганске. В России много историко-культурных памятников. Но государство холодно относится к ним. Некоторые памятники погибают. Среди памятников преобладают архитектурные (амбары, реже дома), а горно-индустриальных очень мало. За рубежом объекты индустриального, горно-индустриального наследия встречаются гораздо чаще, к ним относятся с должным вниманием и заботой. У нас же этого почти не наблюдается.

Геологические и горно-индустриальные объекты необходимо сделать привлекательными для туристов. Например, с помощью аттракционов. Наша задача – заманить (чем-то) туристов на горно-индустриальный объект, а потом уже рассказать о достоинствах, особенностях, сути этих объектов. По нашему мнению, любой горно-индустриальный объект должен иметь аттракционы. Для многих выделяемых нами объектов Карелии продумана концепция заманивания туристов с помощью аттракционов, но по многим таких идей еще нет. Этим вопросом занимается проект Манингроад. Информацию необходимую можно получить на сайте miningroads.ru.

В основе концепции развития туризма на базе памятников истории горного дела лежат следующие положения:

  1. Выделение объектов, перспективных для создания аттракционов (Рускеала, Колатсельга…)
  2. Разработка экскурсий с экскурсоводом или с использованием современной техники (GPS). Некоторые туристы не хотят платить. Надо дать туристам бесплатную услугу, а там, если захотят – платную. Подготовка информационного обеспечения объекта занимает не так много времени, как обустройство его.
  3. Поиск программы финансирования
  4. Организация молодежного движения (школьников). Надо повсеместно летом привлекать школьников к работе по благоустройству объектов истории горного дела. Это – «бесплатная рабочая сила» (3 часа в день)

Известный спелеолог, председатель Комиссии эко-эффективного туризма из Санкт-Петербурга Антон Алексеевич Юшко рассказал собравшимся в зале о динамике развития Горного парка Рускеала. Вначале он кратко поведал слушателям о работе Комиссии эко-эффективного туризма, на которой 1 раз в месяц проходят заседания. А.А. Юшко отметил, что Горный парк Рускеала начинался с уборки мусора, наведения элементарного порядка на территории. Упомянутая комиссия организует экологические акции, например, в Саблинских пещерах, на берегу р. Тосны. Известно, что там, где чисто, рука не поднимается мусорить.

В этом году начал работу железнодорожный тур из Санкт-Петербурга в Сортавала. 1 раз в месяц проводятся поездки на настоящем паровозе. Вся ветка представляет собой исторический объект, где еще сохранились старые финские железнодорожные вокзалы. Единственный исторический железнодорожный вокзал, приведенный в порядок – находится в Приозерске. Ему в 2016 г. исполнится 100 лет. Необходимо привести в норму и другие вокзалы. Компания «Карелия-гид» организует загрузку части поезда.

Хотелось бы, чтобы Горный парк Рускеала стал конечной точкой путешествия из Санкт-Петербурга. Для этого можно восстановить станцию Маткаселька или устроить остановку на платформе Рускеала. Последний вопрос необходимо согласовать с владельцем обанкротившегося Рускеальского завода.

Горный парк Рускеала тесно связан с историей Санкт-Петербурга. В 1766 г. прошла закладка первого разведочного шурфа на месторождении В 2016 г. будет 250 лет. Мийя Ээрикяйнен из Финляндии написала хорошую работу по топонимике Рускеала. Но эта работа приостановлена.

На территории парка должны быть установлены малые скульптурные формы побывавших здесь замечательных людей – О. Р. Монферрана, А. Ринальди, А. Воронихина и др.

В 2015 г. (на октябрь) Горный парк Рускеала принял более 150 тыс. человек! Это эффект «сарафанного радио», а также — результат работы крупных операторов, следствие развития внутреннего туризма в России в условиях кризиса. Но в этом году было 3 крупных аварии автобусов турфирм.

Горный парк Рускеала смог дать работу жителям пос. Рускеала. Основная идея развития горного парка постепенно реализуется. Необходимо срочно изменить положение административной зоны, где будет находиться стоянка – парковка на 1 тыс. мест, и откуда будет начинаться новый маршрут. При этом меняется логистика экскурсии. К началу 2016 г. должен появиться новый маршрут.

Развивается концепция создания «большого кольцевого маршрута» вокруг оз. Светлого и др. Тропа будет приспособлена даже для катания на лыжах «коньком». Пройдет тестирование маршрута. А.А. Юшко категорически против использования квадрациклов. По тропам надо ходить или ездить на лыжах.

На территории Горного парка на очереди создание гостиницы для дайверов и прочих посетителей, расширение объема туалетов и т.д., развитие помещений для питания, сбора мусора, запуск кемпинга и т.д.

В Горном парке работают различные виды экстремального туризма – самый длинный на северо-западе России троллей. Здесь работает Центр экстремального туризма, возглавляемый Чернышевым Дмитрием Викторовичем. А.А. Юшко считает, что экстремальные аттракционы лучше сместить на периферию Горного парка, в сторону от мест, где проводятся экскурсии.

Большую работу по зачистке склонов карьеров провела команда альпиниста Александра Ручкина, погибшего в горах 2 апреля этого года. В парке есть услуга – катание на собачьих упряжках (хаски). Есть стилизованное жилище северных народов Это помогло переломить сезонную составляющую, продлить работу парка.

Появилась самоходная платформа, построенная в Выборге. Там же строятся подземные причалы. В ноябре эти конструкции появятся в Мраморном озере. Парк обрастает новыми легендами.

За последние годы активно идет работа по подготовке подземного маршрута. Из завала штольни, ведущей в Провал, было вытащено на поверхность 100 м3 породы. Начинается финальный этап запуска подземного маршрута – устанавливается освещение, разрабатывается концепция, логистика, текст экскурсии. Решается вопрос регулирования подземных вод. Ноябрь-декабрь – важные месяцы для реализации проекта подземного маршрута.

Но, к сожалению, Горный парк Рускеала не получает от государства финансовой поддержки, как это было обещано.

В парке имеют место быть проявления вандализма. Граффити разрисовывают мраморные уступы. В этом году удалось с помощью санкт-петербургских реставраторов бесплатно удалить граффити в Итальянском карьере.

Проект Манингроад дал развитию Горного парк дополнительный импульс. Выставка «Рускеала: тайна глубины» (Юшко А.А.) несколько раз выставлялась – в Финляндии, Петрозаводске, Сортавала. Будет снята вторая серия документального фильма о Рускеала.

Вадим Анатольевич Гавриленко, предприниматель, руководитель проекта «Гора филина» из Санкт-Петербурга рассказал собравшимся о новом туристическом объекте – бункере «Хуухканмяки» («гора филина»), расположенном вблизи г. Лахденпохья. Комплекс подземных сооружений в горе Хуухканмяки был построен в 1943—1944 гг., говорят, по проекту американцев. Работы были закончены в марте 1944 г. По поводу окончания строительных работ в бункере собралось 75 финских высших военоначальников (есть фото). Но уже в сентябре сюда пришли советские части. При финнах в подземных сооружениях Хуухканмяки находились: бомбоубежище, склад боеприпасов, казематы, хранилище воды. В главный вход бункера спокойно заезжали грузовики. Имелось воздушное отопление (тепло поступало от печки по воздуховодам). Были водопровод, канализация, освещение (от дизельной электростанции). Возможно, здесь где-то начинался подземный ход, который выводил в военный городок, или даже в Лахденпохья. Возможно, в подземном ходе имелся лифт. При финнах рядом располагался Выборгский полк. После войны здесь располагался военный городок, находилась советская танково-артиллерийская часть. В подземельях горы хранились боеприпасы.

В. Гавриленко долго и частями выкупал заброшенный бункер у Министерства обороны. Даже судился за землю. Он мечтал построить здесь гостиницу, ресторан, запустить туристические маршруты. Уже стал терять веру, что задуманное получится, и выставил участок на продажу, как в этом году познакомился с А.А. Юшко. Тот посоветовал ему довести дело до конца, как, например, это сделали в Горном парке Рускеала. И тогда В. Гавриленко вновь взялся за дело. С помощниками очистил прилегающую к бункеру территорию от мусора, грязи, скосил траву, установил знаки информационные и шлагбаум. Он по-прежнему мечтает создать на базе бункера интересный туристический объект с гостиницей, рестораном, музеем геологии и военной истории, проложить по скале несколько пешеходных и конных маршрутов. Хотел открыть в подземелье концертный зал, но здесь оказалась плохая («пещерная») акустика. Уже сейчас начались первые экскурсии. Для жителей Лахденпохского района – бесплатно, для приезжих туристов – 100 руб. с человека.

Ученица 8-го класса школы № 1 Аня Иванова представила свой новый проект – историко-геологическую экскурсию вокруг озера Суоярви, которую она разработала после экспедиции. Экскурсия начинается в Каратсалми, где сохранились руины Суоярвского чугуноплавильного завода, построенного графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской в 1804 г. Этот завод в 1824 г. был продан промышленникам Громовым, а с середины XIX в. – был куплен в казну и стал основным производителем чугуна для Александровского пушечного завода в Петрозаводске. Железная руда для предприятия добывалась в ближайших озерах и болотах, а также в нескольких гематитовых рудниках. В 1904 г. Суоярвский завод был закрыт, и сейчас на его месте остались лишь руины механического и доменного цехов, большие отвалы зеленоватого шлака. Это место вполне можно обустроить для туристов, как, например, это сделано в Колатсельге.

Следующим объектом показа туристам является одна из самых высоких на берегу озера Суоярви возвышенностей – гора Расвалинваара. Она целиком сложена светло-серыми прочными кварцитами. По преданиям, в ее недрах находится финский бункер, в котором укрывались финские солдаты и хранились боеприпасы во время «Зимней» войны. Но никаких подземелий здесь не было обнаружено.

Еще один объект показа расположен на северном берегу озера Суоярви, среди песчаных пляжей. Здесь, в Хелюлянниеми, находилось одно из первых поселений региона. Здесь сохранились следы разрушенной пристани и канала, прорытого между озерами для прохода плотов с железной рудой.

Поиски мраморных каменоломен на мысу Кинтсиниеми и по всему северному побережью озера Суоярви, в которых ломали «флюсовый камень» для Суоярвского чугуноплавильного завода, не увенчались успехом. Но все же отдельные россыпи мрамора здесь были обнаружены. В некоторых кусках были видны следы окаменевших сине-зеленых водорослей – строматолитов.

Ничего не дали также поиски выработок гематита к северу от озера Суоярви, на берегах озера Салонъярви. Территория оказалась покрыта мощным слоем ледниковых и озерных отложений.

На восточном берегу озера Суоярви, в устье р. Суойоки, в Йохкиля, туристам можно показывать небольшие каменоломни коричневато-серых гранитов, которые, например, в 1930-е годы пошли на кладку опор моста через речку.

Очень красивые выходы гранитных скал с валунными шлейфами встречаются вдоль восточного берега озера Суоярви. Эти валуны были принесены последним ледником десятки тысяч лет назад, и были оставлены после таяния ледника 12 тыс. лет назад.

В Леппяниеми туристы могут увидеть единственный сохранившийся крестьянский дом начала XX в. и красивую лютеранскую церковь, построенную в конце XIX в. В н.в. эта церковь принадлежит Суоярвскому православному приходу.

Аня считает, что туристический потенциал окрестностей оз. Суоярви, имеющаяся инфраструктура позволяют реально открыть кольцевой туристический маршрут вокруг озера Суоярви.

В заключение первого дня работы конференции Борисов И.В. рассказал еще о двух интересных горно-индустриальных объектах Карелии – кварцевых выработках о. Пеллотсаари на Ладожском озере и карьере песчаников «Каменный Бор» в черте г. Петрозаводска.

На о. Пеллотсаари, на горе Тииккойнмяки, в 1860—1920-е годы финны 8-ю забоями разрабатывали на кварц и в меньшей степени – полевой шпат крупную пегматитовую жилу. Сырье носили в кошелях и возили тачками до пляжа, где загружали на баржи, и отправляли по Ладоге на стекольные и фарфоровые заводы России и Финляндии. Уже несколько лет на о. Пеллотсаари работает интересный туристический маршрут длиной в 3.3 км. Туристы, прибывшие на остров на комфортабельных кораблях, имеют возможность пройтись по экскурсионной тропе, на которой имеется несколько десятков интересных природных объектов. Гвоздем экскурсии является посещение трех выработок кварца, расположенных на восточном склоне горы Тииккойнмяки несколькими уступами. В отвалах одной из выработок можно найти красивые образцы пегматита, кварца, полевого шпата, мусковита, черного турмалина-шерла.

Карьер кварцито-песчаников и песчаников «Каменный бор» расположен в восточной части г. Петрозаводска, между микрорайонами Зарека, Кукковка и Ключевая. Добыча песчаника здесь в качестве «горнового камня» для доменных печей Александровского и Кончезерского заводов велась здесь еще в 1810—1823 годах. Во второй половине XIX - начале XX века в карьерах Каменного бора вручную ломали камень для строительства г. Петрозаводска – для кладки фундаментов, облицовки стен сооружений, для изготовления брусчатки, которой мостили улицы и площади. В 1930-е годы «Плитные разработки «Каменный бор» принадлежали различным государственным организациям, которые продолжали заготавливать здесь плитовой камень, брусчатку, булыжный камень, кварцитовую гальку, щебень для строительных нужд г. Петрозаводска, Москвы, Ленинграда, различных городов Карелии. До 1964 г. в Каменном бору работал единственный в Карелии цех по обработке бортового камня-поребрика. В 1963 г. был построен дробильно-сортировочный завод по производству строительного щебня. Карьер расширялся и углублялся. Щебень с предприятия отправлялся не только в различные города Карелии, но и по всей стране. В конце 1960-х годов территория, примыкающая к карьеру, стала застраиваться многоэтажными домами, и в 1981 г. карьер и завод в Каменном бору был окончательно закрыт. В настоящее время карьер «Каменный бор» в плане имеет размеры примерно 300×500 м, в глубину до 30-40 м. Карьер затоплен на нижних двух уровнях. Объект обладает высоким туристическим потенциалом. Очень красивый вид на карьер-озеро и Онежское озеро открывается с южного борта выработки, где высота уступов достигает 20-30 м. Здесь можно было бы организовать горный парк, похожий на горный парк Рускеала.

Второй день конференции начался с экскурсии из Сортавала до Питкяранта, которую проводил Борисов И.В. Экскурсанты побывали на нескольких горно-индустриальных и геологических объектах Питкярантского района – в карьере пегматита «Линнавуори» в пос. Леппясильта, на гранатовых скалах Кителя и на водопаде Койриноя. Разработки пегматита для производства электроизоляционного пегматита на месторождении «Линнаваара» в пос. Леппясильта велись Приладожским рудоуправлением в 1970—1990-е годы. В результате добычи сырья на месте высокой скалы образовался большой, многоступенчатый карьер размером в плане примерно 250×400 м, глубиной более 30 м.

Добыча самоцветов – гранатов в Кителя началась еще при шведах в XVI в. Шведы принимали здешние гранаты за рубины, поэтому высоко ценили. В XVIII-XIXвеках кительские гранаты-альмандины добывали очень редко и в малом количестве. В последние 30 лет добыча кительских гранатов ведется старателями без лицензии, поэтому является незаконной. Для туристов место сбора гранатов расположено на окраине месторождения, там, где раньше проходила старая дорога на Питкяранта. Самоцветы здесь приходится выламывать, извлекать из слюдяного сланца с помощью зубила и молотка, но некоторым везет найти их прямо под ногами, в слюдистой дресве. С каждым посещением туристов граната в дресве становится все меньше, а скалы, из которых самоцвет извлекается, все уже. Но еще на многие столетия хватит этого камня, даже при условии его промышленной добычи.

На водопаде Койриноя, вблизи Питкяранта, с 1842 по 1859 годы работал первый на севере России олово- и медеплавильный завод, принадлежавший статскому советнику Всеволоду Омельянову (Митрофановский). За прошедшие полтора века от металлургического предприятия остались лишь сам водопад, часть плотины, деревянные столбы фундамента обогатительной фабрики и редкие фрагменты огнеупорных кирпичей плавильных печей. С 2013 г. на плотине бывшего завода по инициативе Регионального музея Северного Приладожья администрацией Питкярантского района и местными предпринимателями был установлен камень с информационной табличкой — в память о некогда работавшем здесь Митрофановском заводе.

Вторая половина дня прошла в Питкярантском краеведческом музее, где были заслушаны доклады и выступления, раскрывающие туристический потенциал Питкярантского района. В небольшом помещении собралось 35 человек, в т.ч. учителя, библиотекари, музейные работники, сотрудники двух телевизионных фирм, одной из питкярантских газет. Треть слушателей составили гости, приехавшие из Сортавала и пос. Хелюля. Примечательно, что на конференции в Питкяранта присутствовали начальник отдела культуры и глава администрации Питкярантского района. Это говорит о большой заинтересованности районной власти в развитии туризма в регионе.

Борисов И.В. представил свой доклад под названием «Техногенно-природные и геологические ландшафты Питкярантского района как потенциальные и действующие туристические объекты». В нем автор дал характеристику основных геологических и горно-индустриальных объектов, расположенных в Питкярантском районе вдоль «Голубой дороги» от Кирьявалахти до Питкяранта: гранитным каменоломням и выходам вулканических пород в заливе Кирьявалахти, гранитной горе Хийденвуори с подземным укрытием финских наблюдателей 1939—1940- годов, мраморному острову Ювень (Калккисаари), гранитным каменоломням о. Тулолансаари, где добывали крупные монолиты для колоннад и атлантов Эрмитажа, гранитным каменоломням мыса Импиниеми, где жила легендарная дева Импи, пегматитовым разработкам «Линнавуори» в пос. Леппясильта, гранатовым копям Кителя и оловянной шахте Кителя, гранитным каменоломням и остаткам скита валаамского монастыря на о. Сюскюянсаари, водопаду Койриноя, где работал олово-медеплавильный Митрофановский завод, следам шахт по добыче оловянной, медной и железной руды «Старого рудного поля» в черте г. Питкяранта, и в окрестностях г. Питкяранта. Особое внимание было уделено туристическому потенциалу этих объектов.В своем докладе И.В. Борисов заострил внимание на объектах горно-индустриального наследия г. Питкяранта и его окрестностей. К сожалению, от бывших рудников и заводов Питкяранта на поверхности земли практически ничего не осталось, но и то немногое, что имеется, не берегут. Скоро вообще на территории Питкяранта не останется ни одного камня, связанного со славной горной историей.

Разговор о туристическом потенциале Питкярантского района продолжили Игорь Леонидович Киселев, сотрудник Питкярантского краеведческого музея и краевед, и Евгений Геннадьевич Михайлов, председатель общественного совета Питкярантского краеведческого музея. И.Л. Киселев рассказал об основных туристических маршрутах, разработанных Питкярантским краеведческим музеем по геологическим и горно-индустриальным объектам, которые профессионально проводит экскурсовод Алина Сергеевна Рыбкина: «Мир камня», «Легенды питкярантских камней» и др. Первый маршрут проходит через водопад Койриноя, где работал Митрофановский олово-медеплавильный завод, Кительские гранатовые копи и завершается на гранитном карьере о. Сюскюянсаари. Докладчик отметил, что восстановление старой, руинированной церкви Бл. Вл. Кн. Александра Невского на о. Сюскюянсаарине возможно, проще построить новый храм. Он отметил, что именно здесь в свое время подвизался послушником схиигуменИоаким – основатель Печенгского монастыря.

Вторая экскурсия (только проект) будет проходить по территории г. Питкяранта. Ее можно начать от быв. Дома творчества детей и юношества (здание построено в 1939 г., здесь располагался штаб пограничного отряда), рядом с которым находится шахта «Омельянов-1». Устье шахты засыпано отсевом. Ограждения нет. Затем можно выйти на старую дамбу и спуститься на площадку быв. Питкярантского стекольного завода. Археолог С.И. Кочкуркина в свое время раскопала здесь множество заводских фундаментов. Здесь в прошлом находились и другие заводы, в т.ч. металлургический, глауберовой соли, по производству краски и т.д. Рядом находятся отвалы красильного завода – т.н. «красная глинка». Экскурсия продолжается в район городского пляжа, Эстонского острова, где снимались художественные фильмы, до «Черной поляны», где работал Александровский чугуноплавильный завод. К сожалению, уже нет даже руин доменной печи (Масууни), которые увезли с территории бывшего завода несколько лет назад. Нет и мостков, которые вели с материка на Эстонский остров. Они оставались какое-то время после окончания съемок фильма «Вера Глаголева и еще одна война». Сейчас, когда вода в Ладоге упала, на «черной поляне» видны остатки деревянного пирса.

Экскурсия также может быть продолжена в район мыса Ристиниеми («крестового»). Уже несколько лет здесь, на прибрежной гнейсовой скале стоит православный крест. Мыс Ристиниеми – одно из самых притягательных мест в окрестностях Питкяранта. Здешний берег сложен разнообразными горными породами (сланцами, гнейсами, пегматитами), представляющими эстетическую ценность. С мыса открываются красивые виды на открытую Ладогу и район Питкяранта. Недалеко от Ристиниеми, в скалах, сохранилась старинная выработка, в которой добывали мрамор в качестве «флюсового камня» для Александровского чугуноплавильного завода. Мрамор с каменоломни везли, по мнению И. Л. Киселева, в тачках по деревянным мосткам до пристани, выложенной из мрамора. До сих пор в лесу видна дамба и траншеи, по которым возили тачки с камнем.

Евгений Геннадиевич Михайлов, председатель общественного совета Питкярантского краеведческого музея и Александр Аксентьев, краевед из Питкяранта представили свой доклад «Памятники военной истории и их туристический потенциал». Они рассказали об имеющихся на территории Питкярантского района военных объектах и памятниках, связанных с темами природного камня и горного дела – порубежных камнях района Погранкондуши, траншеях и блиндажах в скалах оборонительной линии финнов «U», противотанковых надолбах в районе Уома, памятниках на братских могилах. Оборонительная линия финнов «U» начиналась к западу от Питкяранта, в районе гранитного карьераНюринсаари, на скальных возвышенностях. Здесь финны в начале 1940-х годов с помощью буровзрывных работ создали целую систему траншей с железобетонными дотами. Игорь Киселев добавил, что здешние бетонные казематы для размещения артиллерийских орудий имели вентиляцию, дренаж. Одно из таких помещений сейчас обустроено. Рядом были найдены инструменты для захвата и перетаскивания гранитных блоков. После войны часть бетонных сооружений была уничтожена.

Линия «U» продолжалась к озеру Ниетъярви и шла далее на север. В районе озера Ниетьъярви состоялась самая значительная последняя битва между советскими и финскими войсками 15-16 июля 1944 г. Финны смогли остановить движение советских войск на запад, и взяли их в котел. После Ниетъярвинского сражения дальнейшие бои практически прекратились. Это был переломный момент в истории войны с финнами в 1941—1944 годах. Наступление советских частей иссякло, закончилось на Ниетъярви. Главные силы ушли из Карелии, и с 20-х чисел июля 1944 г. в регионе наступило затишье. Сталин останавливает боевые действия и предлагает финнам взамен самим изгнать со своей территории фашистов.

Александр Аксентьев добавил, что в октябре 2015 г. питкярантским поисковикам совершенно неожиданно удалось найти в районе быв. Д. Уома, вблизи дороги на Колатсельгу, противотанковые надолбы, образующие широкую полосу от дороги в сторону лесного озера. Эти сооружения очень напоминают противотанковые надолбы в районе оз. Сюскюярви. Еще Кондрашев, командир уничтоженной во время «Зимней» войны в здешних местах18-й стрелковой дивизии в своем дневнике писал, что его воинские части при движении на запад по дороге на Сортавала от Колатсельги, встретили в районе д. Уома мощную финскую оборону. «Уомская твердыня» была взята только 4 декабря 1939 г. Это и были те противотанковые надолбы, которые были обнаружены в этом году.

Игорь Киселев, продолжая тему памятников военной истории, рассказал еще о двух интересных объектах, расположенных на окраине г. Питкяранта — финском стрельбище и оборонительных сооружениях. Финское стрельбище находится недалеко от братской могилы по ул. Ленина, за железной дорогой. Сохранились руины железобетонной конструкции в лесу, которые были раньше снабжены электрическим механизмом для подъема мишеней. Вероятно, здесь стреляли из пулеметов, обычных и противотанковых ружей. Остатки оборонительных финских сооружений сохранились недалеко от озера Перенлампи в конце ул. Садовой. Здесь, в скальной гряде, имеются траншеи, рвы, а также выложенные из кусков камня, скрепленных раствором, оборонительные сооружения различной конструкции. Все это тоже может использоваться в организации туристических маршрутов.

В завершении конференции в Питкяранта прошла небольшая дискуссия. Виталий Александрович Шеков, кандидат технических наук, заместитель директора по науке Института геологии КНЦ РАН, рассказал о том, что г. Питкяранта с окрестностями может быть включен в новый международный проект с предварительным названием «Дорога горных промыслов в горные парки». Он сказал, что данный проект может получить зарубежное и российское финансирование в случае разработки хорошей идеи. Нужен хороший, выполнимый и полезный проект. Можно при подготовке нового проекта воспользоваться идеей и опытом предыдущего проекта MiningRoad (Дорога горных промыслов), завершившего свою работу в 2014 г., хотя сайт, созданный этим проектом, продолжает развиваться и совершенствоваться.

Город Питкяранта и его окрестности могут быть включены в новый проект «Дорога горных промыслов в горные парки», как территории, на которых возможна организация «горного парка» или «города-парка». Идея еще очень сыра, она витает в воздухе. Это не значит, что в Питкяранта надо что-то много строить. Скорее, нужно отличное информационное обеспечение имеющихся объектов истории горного дела. Питкяранта может быть «якорным» объектом, как Рускеала, Сортавала, Колатсельга и др. Пройдет еще 10-15 лет, и история горного дела Питкяранта, связанная с добычей руды и выплавкой металлов, окончательно исчезнет с лица земли.

Само понятие парка в обычном понимании скучно для туристов. Парк должен быть многофункциональным. Должна быть какая-то изюменка, которая притягивала бы туристов. Например, вот одна из таких изюминок. Известно, что в некоторые шахты Питкяранта (Гербертц-1, Люпикко) ныряют спелеодайверы (с 2011 г.). Но это вид экстремального туризма доступен единицам. Если же, скажем, запустить в затопленные шахты Питкяранта «маленькую подводную лодку», эдакую «умную камеру», то уже любой человек сможет по компьютеру увидеть все, что находится в шахте. Это позволит научно изучить подземные выработки, это даст информацию о состоянии подземных выработок, позволит мониторить динамику развития геодинамических процессов, предсказывать возможные подвижки грунтов над полостями. Это и аттракцион, сафари по подземным сооружениям. Конечно, необходимо будет обустроить для приема туристов территории памятника «Рудник «Гербертц-1» и другие потенциальные памятники на территории Питкяранта и вокруг него. Можно включить сюда мраморные каменоломни Хопунваара и др. На этих территориях надо будет поставить указатели, стенды. Город Питкяранта должен стать частью проектируемого парка. Надо разработать GPS–экскурсии по объектам. Надо создать информационное поле, чтобы молодежь могла знакомиться с особенностями парка с использованием новейших технологий. Главное – информационное обеспечение проекта. В данном проекте администрация Питкярантского района должна взять на себя 10 % софинансирования. 90% софинансирования возьмет Россия и Европейский Союз.

В заключении дискуссии Борисов И.В. сказал, что в качестве Резолюции конференции он предлагает создать рабочую группу для разработки и реализации (в случае финансирования проекта) нового проекта. В эту группу должны войти сотрудники Питкярантского краеведческого музея, Регионального музея Северного Приладожья, администрации г. Питкяранта и Питкярантского района. Должен быть выбран координатор проекта. Игорь Викторович обратился за поддержкой лично к Ольге Анатольевне Стариковой, главе администрации Питкярантского муниципального района. О.А. Старикова заверила собравшихся, что необходимая помощь в разработке проекта со стороны администрации будет предоставлена.

Завершая конференцию, Борисов И.В. провел краткую презентацию своих книг по истории Северного Приладожья: «Питкярантские рудники и заводы», «История горного дела Северного Приладожья», «Сортавала: музыка в камне», «Рускеальские мраморные каменоломни», «Карельское Приладожье», написанных им и с соавторами в период с 2007 по 2012 годы. Целую стопку этих книг он передал в дар Питкярантской библиотеке.

Прошедшая 23-24 октября 2015 г. 8-я межрегиональная научно-краеведческая конференция «Геологическое и горно-индустриальное наследие Карелии в образовании, музейном деле и туризме» еще раз показала, что существует множество проблем в вопросе выявления, изучения, сохранения и использования в туризме объектов горно-индустриального наследия. Но больше всего проблем вызывает именно возможность использования этих объектов в туристической деятельности. Как сделать геологический или горно-индустриальный объект интересным, привлекательным для массовых туристов? Для этого по каждому объекту можно предложить свои рецепты, которые, к сожалению, изучены плохо. Горно-индустриальное наследие в Карелии используется в качестве объектов показа туристам плохо. За исключением, Горного парка Рускеала, который является положительным примером в этом вопросе. Плохо также и то, что государство не оказывает финансовую поддержку подобным проектам.

Борисов И.В., 1.11.2015 г.

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован.Поля обязательные для заполнения *